Среда, 20.06.2018, 14:42
Приветствую Вас, Гость

Вас приветствует детская библиотека МДОУ "Улыбка"

Безрукова Наталья Ивановна, план работы

Приглашаем Вас к размышлению о том, как привить современному малышу интерес к чтению, любовь к книге и уважение к литературе.

Современные дети всё реже берут в руки книгу. К сожалению сегодня школьники воспринимают чтение как обязанность или повинность. Мы должны сделать всё, чтобы чтение литературы стало для наших мальчишек и девчонок настоящим удовольствием.

Известный итальянский писатель Джанни Родари говорил о книге следующее: «…она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…». Поэтому очень важно грамотно ввести ребенка в мир литературы. Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного.

Чем вы можете помочь ребёнку при знакомстве малыша с литературой?

- обогащайте жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- помогайте детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогайте детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживайте непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- учитывайте при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

- учите рассматривать иллюстрации;

- помогайте детям с помощью отбора иллюстраций или мысленно представлять события и героев произведения.

 

Какие книги читать детям?

Стоит 1-2 два раза предложить ему скучную книгу либо просто произведение, еще недоступное по возрасту, как интерес будет утрачен навсегда. Поэтому образованные родители всегда задаются вопросом: какие книги читать детям в определенном возрасте?

Чем младше дети, тем проще должен быть сюжет, чтобы ребенок мог понять его. Конечно, с каждой прочитанной сказкой, стихотворением, рассказом словарный запас малыша будет пополняться, но не стоит его резко «погружать» в сложный для него текст. Самые интересные книги для детей те, которые они не просто прослушали, а хорошо запомнили.

Чем старше становится малыш, тем более внимательными должны быть родители при выборе книг для него. То, что уже не по возрасту, должно быть отложено – даже если книга новая. Не заставляйте ребенка проходить уже «пройденное». Если он любознателен, ему хочется новых тем, новых сюжетов, новых «слов» – подарите ему радость «открытия». Оказывается, книга может быть не маленькой, а большой; не с одним сюжетом, а с несколькими – переплетающимися и образующими целую повесть. Подбирайте интересные книги для детей с учетом не только их возраста, но и ступени развития. Ведь сегодня есть немало малышей, которые уже в 4 года не уступают в уровне мышления шестилетним детям, а среди шестилетних немало таких, которые ничуть не отстают от восьмилетних. Оценивайте уровень своего ребенка объективно.

На прилавках книжных магазинов сегодня бесчисленное количество предложений, но вы выбирайте лучшие книги для детей самых талантливых детских писателей. Лучшими будут те произведения, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и несут в себе определенные воспитательные идеи: учат добру, справедливости, честности. Талантливые авторы те, которые «говорят» с ребенком простым, доступным языком, давая ему образец красивой, правильной речи.

Классикой мы называем те произведения, которые неподвластны времени. Среди детской литературы также есть настоящие шедевры, которые уже прочитало не одно поколение ребят, а они по-прежнему актуальны. Наверное, это и есть лучшие книги для детей разных возрастов, потому что среди них есть «классика» для совсем маленьких, для детей постарше и для подростков.

 

Как читать детям?

Знакомство с книгой начинается через взрослого. От того как мама или папа преподнесут чтение своему малышу, зависят его дальнейшие взаимоотношения с книгой.

Вот несколько простых правил, которые помогут вам в воспитании юного читателя.

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. 

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. 

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед ребёнком так, чтобы он мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. 

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте литературные произведения всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет. Для малышей до 3-4 лет вообще характерно несколько раз подряд пересматривать мультфильм или, в нашем случае, перечитывать одну и ту же книжку. Это происходит потому, что каждый раз ребёнок открывает для себя что-то новое, то, что помогает ему более полно понять содержание сказки, стихотворения или рассказа.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. 

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги. 

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. 

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Как узнать всё ли правильно вы делаете?

Если во время домашнего чтения вы наблюдаете, как ребенок ярко и эмоционально откликается на прочитанное, как малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий, то вы двигаетесь в верном направлении.

 

Предлагаю Вашему вниманию примерные списки детской художественной литературы

Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1 года до 2 лет)

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.

Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2 лет до 4-5 лет)
Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

Забавные рассказы и увлекательные приключения(для детей примерно от 4-5 до 7-8 лет)
Книги этого раздела – очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Мумми-троллей, зайца Коськи и Пеппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.

Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам,которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из предыдущего раздела

В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.

И для совместного творчества предлагаю вам с малышом раскраску "Мама читает"